• NOLFA

Как будет выглядеть офис после пандемии

Пост обновлен май 17

Россия подбирается к выходу из карантина, и скоро компаниям придется решать, что делать с тысячами сотрудников, переведенных на удаленку. Опенспейсов, какими мы их знали, больше не будет, менеджеры массово мигрируют в коворкинги, а обитателей бизнес-центров заставят обедать и курить в одиночестве, предрекают эксперты.



Пандемия коронавируса выгнала десятки тысяч россиян из бизнес-центров в домашние офисы. Для одних сотрудников это стало возможностью сэкономить время на дороге, сборах и бессмысленных офисных ритуалах, для других необходимость работать в квартире с супругами, детьми и животными превратились в психологическую пытку. Работодатели тоже восприняли перемены по-разному: кто-то радуется неожиданно взлетевшей эффективности команды и экономии на аренде, кто-то называет вынужденную удаленку «переломом позвоночника и конечностей».

Но карантин не вечен, и в перспективе нескольких месяцев большая часть компаний ожидаемо должна вернуться к привычному режиму работы. Как будут выглядеть офисы в мире, пережившем вспышку COVID-19?


«Когда власти боролись с пробками в Пекине, они ввели правило: в один день в город въезжают машины только с четными, в другой — только с нечетными номерами. Это, кстати, приводило к забавным историям: семьи старалась купить две машины, первую, соответственно, с четным и вторую с нечетным знаком», — рассказывает Александр Маслюк, сооснователь сервиса «Обмен персоналом в коронакризис» и автор Telegram-канала WTF_HR. Китайских урбанистов он вспомнил неслучайно:

После пандемии российским компаниям придется буквально переизобретать офис заново, используя всю свою смекалку, уверен эксперт.

Модернизации избежать не удастся почти никому, соглашается руководитель проектов рекрутинговой компании B.lab Business Марина Демешина. Запрос на нее будет приходить с двух сторон: от сотрудников, которые еще долго будут мучиться боязнью толпы, и от государства, которое теперь будет тщательно регулировать соблюдение санитарных норм в общественных пространствах, чтобы не допустить повторения коронавирусного сценария.



Самый простой и очевидный способ сократить вероятность новых заражений — избавиться от офиса вовсе или серьезно сократить количество сотрудников, которые ходят на работу. «Раньше это было слишком революционным решением — все боялись, что сотрудники будут работать менее эффективно. А сейчас, перейдя на удаленку вынужденно, поняли, что страхи во многом не обоснованы», — объясняет популярность такого решения Маслюк. Рекрутинговый портал Superjob, например, из 200 мест в офисе планирует оставить только 50 и превратить его «в представительство, куда можно приехать, потусоваться, обсудить какие-то вопросы», говорит основатель Superjob Алексей Захаров. Благодаря этому компания сможет экономить до 3,5 млн рублей в месяц, не потеряв в эффективности.

Но несмотря на положительный результат, Захаров переменам не особенно рад. «Одно дело, когда мы самостоятельно решаем перейти на дистанционный режим — тогда я бы мог подводить итоги. Сейчас у нас творится какой-то тотальный бред: закрыты парки и скверы, и в то же время открыто метро. Я фигею, моя дорогая редакция, — эмоционально говорит предприниматель. — Нужно было работать с группами риска и не трогать экономику. Государство сломало нам позвоночник и переломало конечности». По его словам, чтобы вернуться к выполнению докризисных KPI, ему пришлось обеспечить около 10% сотрудников техникой и помочь с проведением интернета дома.



Отказ по крайней мере от части офисных сотрудников — это не «блажь хипстеров», а необходимость, продиктованная государственными требованиями к безопасности.

Сейчас в среднестатистическом опенспейсе расстояние между столами составляет около 70 см — вдвое меньше рекомендованной социальной дистанции, отмечает Маслюк. А значит, как минимум половину сотрудников нужно будет оставить на удаленке.

Как эту половину выбрать, не нарушая Трудового кодекса? «Сотрудники будут делиться на несколько категорий. Первая — люди, у которых есть антитела к вирусу. Их будут определять тестированием, которое обещало взять на себя государство. Вторая — люди, которые не переболели, но не находятся в группе риска. Эти две категории в офис пускать можно. И третья — сотрудники старшего поколения, контактировавшие с заболевшими или имеющие сопутствующие заболевания, которых будут принудительно оставлять дома», — прогнозирует эйчар.


Те, кто не может себе позволить совсем отказаться от классических офисов, будут их видоизменять. Пример можно брать с компаний, которые на время карантина не закрывались вовсе (системообразующие и пищевые производства, больницы) или уже открылись после перерыва (строители, непищевые производства и малый бизнес в регионах).



Промышленная обработка стен и полностью бесконтактное взаимодействие в обычных офисах вряд ли возможны, а вот забыть об обедах и перекурах в большой компании придется многим, говорит Юрий Кондратьев, директор кадрового агентства Lightman Solutions. «Самое простое и логичное — это график. Обедать и курить будут ходить мини-группами, которые работают вместе, чтобы лишний раз не взаимодействовать с новыми людьми. Например, обедает на кухне с 12:30 отдел логистики, потом отдел продаж и так далее», — описывает эксперт. Сдвинется и сам график работы: чтобы не устраивать столпотворений у лифта в 9 утра, часть сотрудников попросят начинать и заканчивать рабочий день раньше, часть — позже. Кое-где столовые совсем заменят автоматы с домашней порционной едой, упаковки которой будут дезинфицироваться перед выдачей, а стоять они будут не в общих холлах, а на этажах.

Изменится и интерьер. Уже сейчас те, кто просит часть сотрудников работать в офисах, стараются рассаживать их дальше друг от друга и возводить между рабочими местами перегородки. «Но обычные стенки 50−70 см в высоту ни от чего не спасают — как будто вирус перемещается только в одной 2D-плоскости. Все равно мы все сидим в одном помещении, дышим одним воздухом. Это, скорее, эффект плацебо», — рассуждает Кондратьев. Некоторые из его клиентов пошли дальше и планируют возвести для каждого сотрудника отдельный «короб» — «как в американских фильмах, когда офис выглядит как лабиринт, стенки выше человеческого роста, иногда под 2−2,5 метра, и каждый сотрудник сидит почти как в отдельном кабинете».



Проблему успешно решат уже упомянутые микроофисы — индивидуальные и для групп в 5−10 человек — внутри общего помещения, уверен Мельников из «Делателей офисов». Это потребует дополнительных вложений от собственников коворкингов, но инвестиции довольно быстро окупятся.

«В Европе, которая сейчас постепенно выходит из локдауна, мы уже видим рост на 10% по сравнению с докризисным периодом, и в России тоже ожидаем большого спроса», — говорит Михаил Коноплев, генеральный директор WeWork в Центральной и Восточной Европе. По его словам, лучше всего себя будут чувствовать коворкинги, места в которых арендуют крупные компании: они экономически устойчивы и первыми по примеру Google и Twitter предложат сотрудникам остаться на удаленной работе.


Источник материала


Просмотров: 0
 

+74951019775

KNX_PARTNER_RGB.jpg

Тех. поддержка в чате Telegram: @Nolfa_bot

Москва, Ярцевская, 19

  • Facebook
  • Instagram

©2020 NOLFA